Содержание статьи:
Под педагогическим общением мы понимаем общение преподавателя с учащимися на профессиональном уровне с целью создания благоприятной обстановки в коллективе.
Всевозможные отклонения от нормы педагогического общения являются причинами возникновения у детей страха, неуверенности в своих силах, ослабление памяти, снижение внимания и работоспособности.
Кроме того возможно появление заметных отклонений в динамике речи, ее стереотипность. Меняется поведение ребенка, снижается желание учиться, думать, рассуждать.
Общение педагога с детьми условно разбивается на множество функций, среди которых немаловажное значение имеет регулятивная функция.
Регулятивная функция общения предполагает установку и соблюдение разных форм контроля учебной деятельности со стороны педагога. Сюда относится и выбор преподавателем методов поощрения и наказания.
Знание таких функций общения, как информативная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, нормативная и регулятивная, позволяет эффективно строить целостный учебный и воспитательный процесс.
Педагогическое общение на уроке выстраивается через прогноз предстоящего общения с коллективом, организацию общения, управление взаимодействием с детьми и анализ получившейся модели общения с целью дальнейшего прогнозирования с корректировкой на сложившиеся условия в коллективе.
На регулятивную и другие функции общения значительно влияет общий стиль отношения учителя к учащимся.
Ученые выделяют несколько стилей, среди которых можно назвать устойчиво-положительный, неустойчивый, отрицательный и пассивно-положительный.
Самые успешные, доверчивые, раскованные и любознательные дети у педагогов с устойчиво-положительным отношением к ним.
Спокойный и ровный тон общения, создание деловой атмосферы в целом положительно влияют на поведение и успеваемость школьников.
К сожалению, встречается и отрицательный стиль общения педагога, когда учитель попадает в зависимость от собственного настроения, позволяет себе негативные высказывания в адрес отдельных учащихся и класса в целом, что рождает у детей в виде ответной реакции агрессию, недоверие, подхалимство, замкнутость.
Как руководитель, педагог выбирает определенный стиль, в соответствии с которым строится вся работа преподавателя. Основными стилями можно назвать демократический, либеральный и авторитарный.
Учитель, соблюдающий демократический стиль руководства, строит отношения с детьми на основе доверия, активно привлекает учащихся к совместному решению и обсуждению проблем, касающихся коллектива, проявляет заинтересованность к личности и переживаниям каждого ребенка.
Учитель-демократ не пользуется приказными формами общения, но побуждает к действию косвенно, с помощью просьбы, совета. Практика показывает, что таких учителей дети любят больше всех.
Авторитарный стиль руководства основан на подчинении, жестком контроле предъявляемых учителем требований.
Такой учитель активно использует приказы, выговоры, отрицательные отметки, что положительно сказывается на дисциплине и создает видимость успешного коллектива.
Однако на деле такой стиль способствует появлению неблагоприятного психологического климата и влечет за собой развитие отрицательных качеств учащихся, выражающихся в агрессии, унынии, апатии. Учащиеся неохотно идут на урок к такому учителю, радуются его отсутствию.
Учитель-либерал пускает отношения с детьми на самотек, практически не участвует в их делах, ведет себя пассивно, если не сказать равнодушно.
Из-за такой позиции педагога наиболее активные учащиеся сами берут на себя обязанности организаторов. Дети относятся к подобным учителям снисходительно, но никогда не делятся своими мыслями или переживаниями.
Выработке определенного стиля руководства способствуют объективные и субъективные факторы. К объективным показателям можно отнести общую образованность учителя, характер отношений в педагогическом коллективе, а также стиль руководства самого директора учебного заведения.
Субъективно на стиль руководства педагога накладывает отпечаток его собственный характер, темперамент, нравственные устои, способность управлять эмоциями, а также уровень притязаний и самооценки.
Все перечисленные стили отношений и руководства создают в целом стиль педагогического общения, имеющий огромное влияние на обучение и воспитание учащихся, на их организованность, успеваемость и желание учиться.
Поделитесь статьёй в соцсетях:
Новости
Количество подписчиков Netflix падает второй квартал подряд
Netflix сообщила во вторник о потере подписчиков второй квартал подряд, поскольку потоковый гигант борется с жесткой конкуренцией и растущим спросо...Нидерланды оштрафовали криптовалютную биржу Binance на 3 млн евро
Центральный банк Нидерландов заявил в понедельник, что оштрафовал Binance, крупнейшую в мире криптовалютную биржу, более чем на три миллиона евро...Что дальше для евро после падения по отношению к доллару?
Падение курса евро по отношению к доллару, вызванное растущими рисками для экономики ЕС, привело две валюты к паритету впервые за два десятилетия...Путин подписал закон, призванный помочь российским инвесторам избавиться от замороженных активов
Согласно закону, подписанному президентом Владимиром Путиным поздно вечером в четверг, российские инвесторы будут иметь право просить иностранные...Статьи
Автомобильные запчасти - новые против контрактных: в чем разница
Если вы отправляете свой автомобиль на сервисное обслуживание к своему официальному дилеру, вы знаете, что он оборудует ваш автомобиль новыми запча...Почему скины CSGO сейчас популярны?
Игровые скины — это уникальная функция, которая была разработана в игровой индустрии сравнительно недавно. Очевидно, что для управления этими...Продажа антикварных книг
Давайте посмотрим правде в глаза, наши предки читали гораздо больше книг, чем мы. Возможно, это потому, что у нас теперь есть другие дела, такие ка...Россия осуществляет платежи по долгам в иностранной валюте
Россия осуществила купонные выплаты по двум непогашенным еврооблигациям в иностранной валюте в пятницу, сообщает Reuters со ссылкой на представител...