19.04.2024

Понятие и характеристика монополии

Монополия в экономике определяется как постоянная рыночная ситуация, когда существует только один поставщик определенного типа продукта или услуги. Особенностью монополии является отсутствие экономической конкуренции за предлагаемые товары или услуги и отсутствие приемлемых товаров-заменителей.

В экономике значительное внимание уделяется свободной конкуренции. Однако современная рыночная экономика знает и другие формы конкуренции, где в первую очередь подразумевается монополия. Чисто монополистическая структура рынка характеризуется тем, что со стороны предложения присутствует только один участник торгов — монополист, а со стороны спроса — только один покупатель — монопсонист. Важной характеристикой монополии является то, что она может полностью определять цену продаваемых товаров, независимо от количества, которое она предлагает. Также со стороны спроса монопсонист определяет, по какой цене он купит товар.

Возникновение монополии связано с новой волной изобретений и технических и технологических достижений. Для того, чтобы использовать все это, потребовались огромные суммы капитала , где он появляется в результате создания крупных и экономически могущественных собственников капитала.

Процесс концентрации и централизации капитала позволил создать монополии. Концентрация — это процесс увеличения капитала за счет накопления, который происходит под контролем одного или нескольких владельцев капитала. По мере увеличения обогащения за счет накопления крупные капиталы увеличиваются различными способами, будь то насильственное присвоение или покупка более слабых предприятий, а также добровольные слияния.

5 1 голос
Рейтинг статьи

Поделитесь статьёй в соцсетях:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector