28.03.2024

Катавасия – что это такое?

Фото Катавасия – что это такое?

Содержание:

В повседневный обиход слово “катавасия” вошло как что-то олицетворяющее дисгармонию, излишне экспрессивное, отталкивающее своей несуразностью.

Однако мало кому известна настоящая предыстория этого термина. Далее, в статье будет предпринята попытка пролить свет на это удивительное явление и донести до широкой публике, чем же на самом деле является катавасия.

Значение

Катавасия — слово, имеющее греческие корни, используемое в восточном христианстве, которым обозначается особое песнопение, исполняющееся в дни праздников и на воскресных службах. Катавасия исполняется на утрене, как завершение канона.

Исполнение катавасии проводится по особой модели “ирмоса” — так в православной традиции на на Руси и когда-то в Византии, называли первые строки в каждом каноне. Сам ирмос. может несколько раз повторяться, даже после самих песнопений — именно в этом случае, он называется катавасией.

Чтобы лучше понять суть этого обряда, можно открыть чинопоследование утрени. Под чинопоследованием понимается чаще всего канон, состоящий из восьми песен, распевающихся в четкой последовательности. Каждая песня канона состоит из небольших куплетов, известных также как тропарь.

Исполнение каждой катавасии регламентируется особыми уставами, четко распределяя их по всему богослужебному году.

Само именование этого обряда происходит от древнего церковного обычая, особой обрядовой деятельности, когда певчие во время церковной службы спускались с двух параллельно стоящих друг другу клиросов и встречались в самом центре храма, после чего начиналось совместное пение.

Часто под катавасией понимается либо так называемая рядовая Катавасия, либо последовательность покрывающих ирмосов — третий, шестой, восьмой и девятой песни завершающей один из канонов утрени или вечерни. Эти ирмосов исполняются совместно с будничным богослужением по завершении исполнения этих песен. Этими строками завершается один из разделов канона, что говорит священнику переходить к чтению ектении.

Рядом церковных иерархов в Русской Православной Церкви указывается на некоторую некорректность в отождествлении катавасии и покрывающих ирмосов. Основным отличием второй является одновременное совместное исполнение двумя хорами, и обладание самостоятельной функцией среди элементов чинопоследования — выделение всей процессии как особо торжественной.

Немного предыстории

Исполнение катавасии в праздничные дни установилось примерно в начале XI в., в так называемую студийскую эпоху. Например, указанием на это служит Студийско-Алексиевский Типикон от 1034 года, в котором предписано использовать в качестве катавасии ирмосы праздничных канонов, а ее исполнение обязательно в такие праздники как Рождество, Богоявление, день святого Алексея.

Отдельно в этом документе описывается катавасия на празднование Рождества и Богоявления, однако особой специфики литургии не выделяется. В Типиконе 1034 г. ещё не указывается определение этого слова, но уже оно используется — однако, его значение здесь синонимично с понятиями ипакои или тропаря.

Некоторыми российскими исследователями отмечается, что в отечественной православной традиции синонимом, а иногда прямым заменителем этого слова является термин “перис”, от греческого слова означающего завершение.

Практика катавасии получила дальнейшее развитие уже во второй половине XI в., что отразилось в Евергетидском Типиконе, составленном в одном из малоазийских монастырей Византии. Здесь, катавасию предписывается петь во время главных церковных праздников связанных с Иисусом и Левой Марией.

Катавасия здесь уже обозначается собственным именем, ноты некоторых разделах документа она сливается с аллилуиариями или полным исполнением канонов.

Катавасия в праздники

В современном Типиконе Русской Православной Церкви практика распева катавасии регламентируется девятнадцатой главой этого документа.

Сегодня, распев катавасии обязателен в на всех воскресных и праздничных службах. Во время больших праздников поется Праздничная катавасия, в то время как в другие дни — Богородичная.

Они поются перед ожидаемым празднеством, иногда в течение всего праздника.

Иные употребления

В язык повседневного общения это слово пришло из словаря семинаристов.

Так как сам обряд всегда был одним из самых сложных, требовал предельной сконцентрированности и внимательности, слух многих из послушников не всегда был способен распознать имеющуюся гармонию в исполнении, а поэтому само пение часто воспринималось как нечто сбивчивое, несуразное.

Так, в современном обиходном языке и сложилось, что главным синонимом этого слова стал ералаш или бардак.

 

0 0 голос
Рейтинг статьи

Поделитесь статьёй в соцсетях:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector