23.11.2020

Что такое целибат и для чего он нужен

фото Что такое целибат и для чего он нужен

Смысл и история возникновения целибата

Целибат – обет безбрачия, принимаемый служителями различных религиозных конфессий.

С самого начала зарождения религии, служители культа считались не обычными людьми, а посредниками между окружающим миром, и неким параллельным, или потусторонним миром, населённым духами и божествами, душами умерших, демонами.

Способности к общению с божествами и духами, якобы даруемые первобытным колдунам, волхвам и жрецам свыше, превращали их обособленную «касту», стоящую выше рядовых общинников.

Соответственно, служители культа подчинялись иным правилам жизни, нежели прочие соплеменники. Эти особенности касались практически всех жизненных сфер – начиная от одежды и различных аксессуаров, и заканчивая бытовым укладом.

С развитием человеческого общества все эти различия не только не исчезали, но наоборот, всё более увеличивались. Одним из таких «особых отличий» священнослужителя от прочих людей являлся целибат, обет безбрачия.

Смысл его состоит в отречении служителя культа от всех мирских удовольствий. Ведь главное предназначение священнослужителя, согласно древнейшим религиозным канонам, — служение высшим божествам, исполнение роли медиума при общении простых людей с потусторонними силами.

От «квалифицированности» жрецов и колдунов зависело, помогут ли высшие силы племени, или наоборот навредят. Поэтому, священники с древнейших времён отрекались от множества общечеловеческих страстей и радостей, способных отвлечь их силы и разум от главного предназначения.

Основным из подобных греховных страстей у многих народов считалась любовь к женщине. Инстинкт продолжения рода является одним из сильнейших инстинктов в живой природе, не является здесь исключением и человек.
инфографика Карта мировых религий
Поэтому отречение от любовного общения с лицами противоположного пола считался для священнослужителей наивысшим признаком полного ухода от мирской суеты, посвящению себя служению высшим силам.  

Первые достоверно известные сведения об узаконенном религиозными догмами целибате относятся к временам Древнего Рима.

Так, служительницы культа Весты – древнеримской богини-покровительницы семьи, — обязаны были на протяжении всей жизни соблюдать девственность.

За этим следили старшие жрицы, уполномоченные регулярно проверять своих «подчинённых» на целомудрие. Участие в культовых мероприятиях, посвящённых Весте, жрицы-весталки, потерявшей девственность, считалось верхом святотатства.

Наказание за подобное было очень суровым — весталку замуровывали заживо в подземелье, а человека, введшего жрицу во грех, забивали насмерть плетями.  

В христианстве целибат известен ещё с самого начала зарождения Церкви. Свидетельства о преднамеренном отречении от брака среди раннехристианских священнослужителей появляются уже в I веке.

Так, согласно церковным историкам и теологам, христианский целибат берёт начало от одной из проповедей апостола Павла.

В ней, в частности, говорит, что нет ничего предосудительного для служителя церкви в браке. Однако, «безбрачный служитель Господа поступает лучше, ибо он думает, как угодить Богу, а женатый больше думает, как угодить жене».

С чисто практической точки зрения неженатый служитель для раннехристианской церкви был более ценен, по крайней мере, по двум причинам:

  • Во времена становления христианства Церковь большое внимание уделяла распространению учения Христа посредством проповедей, миссионерской деятельности среди языческих народов. А решиться на далёкое и опасное путешествие было гораздо проще человеку, не обременённому семьёй, нежели имеющему на попечении жену и детей.
  • В первые века существования христианства, оно подвергалось регулярным гонениям со стороны римских властей. Проповедь учения становилась поводом к тюремному заключению, а часто и казни священнослужителя. Поэтому, чтобы избавить проповедников от лишнего морального груза в виде беспокойства за благополучие семьи и детей, в случае его ареста, ранние церковные апологеты рекомендовали им придерживаться целибата.

Целибат в современном христианстве

Сегодня официально целибат существует в двух из трёх основных христианских направлений – в православии и католичестве.

Протестантизм же отошёл от раннецерковной догмы о предпочтении безбрачных священнослужителей над женатыми.

В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и т.д.) не делается различия между женатыми и холостыми священниками, равно как и между женатыми и холостыми прихожанами.

В православии целибат не является обязательным условием для священнослужителя. Данное положение исходит из постановления Четвёртого Вселенского собора (проходил в VII в.), которое гласит, что «любой законный брак честен, и супружеское ложе – не скверно».

Православные служители культа вправе самостоятельно выбирать, следовать ли им пути целибата, или же завести семью. Но, тем не менее, в современном православии существует некоторое неравенство в отношении чёрного (целибатного) и белого (женатого) духовенства.

Так, с давних времён среди народа монахи – иноки, старцы, святые отшельники и схимники, — пользовались куда большим почётом, нежели обычные священники («попы»).

Схожая «дискриминация» имелась и со стороны официальной Церкви. Так, женатые священники были ограничены в карьерном росте: стать епископом разрешалось только высшему представителю чёрного духовенства – архимандриту.

В виде редкого исключения допускается возведение в епископский сан представителя белого духовенства, но при этом должно быть исполнено два основных условия:

  • «Белый» священник не должен в момент посвящения иметь супруги (быть вдовым, либо не успеть, до этого, жениться, так как православие не признаёт разводов).
  • Он должен перед возведением в сан епископа принять на себя схимну – монашеский обет. То есть, по сути, он переходит из разряда белого в чёрное духовенство со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с обязанностью соблюдения целибата.

Католичество относится к целибату ещё более жёстко, нежели православие. В римско-католической церкви безбрачие для священников установлено при папе Григории-I, но в полную силу данное постановление вошло только 1000-м годам.

Уже в наши дни, 2-й Ватиканский собор (1962-64гг.) подтвердил положения о неукоснительности целибата для католических священников. Греховная связь с женщиной могла стоить католическому священнослужителю сана, либо стать причиной иных наказаний.

Обязательному обету безбрачия подвергались и все члены средневековых орденов крестоносцев – Тевтонцев, Тамплиеров, Госпитальеров, Ливонцев и т.д.

Каждый из рыцарей-крестоносцев одновременно считался служителем культа, и как все прочие католические монахи, должен был обязательно соблюдать целибат.

К примеру, внутренним уставом крестоносцам-иоаннитам запрещалось даже случайно прикасаться к женщине. В противном случае на них налагалась тяжёлая епитимья – многодневный пост с молитвами.                  

В отличие от традиционной римско-католической церкви, греко-католики не придают такого значения неукоснительному соблюдению целибата.

Например, греко-католическим священником может стать женатый человек. Правда, после этого он уже не имеет права разводиться и повторно вступать в брак.

Не могут вступать в брак и все прочие греко-католические священники, если этого не произошло до их возведения в сан. В римско-католической церкви в последние годы также ведутся активные дискуссии относительно обязательности соблюдения целибата.

Целибат в прочих религиях

Помимо христианства, целибат встречается во многих древних и современных религий. Например, в ряде современных индийских духовных школ целибат выступает неукоснительным условием для внутреннего духовного развития и познания истины.

Например, многие учения йогов указывают отказ от секса как основной путь сохранения внутренней энергии, молодости и долголетия. На сегодня в Индии насчитывается свыше 5 млн. монахов-аскетов, практикующих полный отказ от сексуальных отношений.

Аналогично индуизму, в буддизме монахи также дают обет безбрачия. Цель в этом случае та же – углублённое самопознание через отказ от всех внешних благ и удовольствий.

В то же время, в некоторых религиях отношение к целибату крайне негативное. К ним относятся иудаизм и ислам. В иудаизме такое отношение диктуется прямым предписанием евреям в книге Бытия «плодиться и размножаться».

В связи с этим, в средние века неженатых евреев могли насильно женить по приговору суда. Точно так же поступали и с женщинами, не желавшими выходить замуж. Негативно относился к осознанному безбрачию и исламский пророк Мухаммед, всячески поощряя многожёнство и большое количество детей.

Поделитесь статьёй в соцсетях:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о